Проверял деревню Самолва( где жило много эстонцев), оно входило в приход церкви Михаила
Архангела, пригорода Кобылина городища, за 1866- Ольги не рождались,в 1867- 2
родилось, одна 29 апреля 1867 года « Казенного ведомства деревни Подборовье ,
крестьянина Ивана Васильева и законной жены его Февронии Леонтьевой, оба
православные»
Нашел еще одну Ольгу Ивановну, в Моцком погосте , деревня Раскопель. В 1866
и 1868 , девочек с именем Ольга там не рождалось, а в 1867- родилась одна и по закону
подлости- Ивановна.
Пришлось мне с расстройству проверять, чуть ли не все метрические книги по этому
приходу. 1889 году она вышла замуж за односельчанина. Значит не наша- вычеркиваем.
Почему я полез в этот Моцкий приход? Дело в том, что семья Февронии Леонтьевны
( мамы Ольги Ивановны из прихода церкви Михаила Архангела в пригороде Кобылье
городище) происходит из деревни Островец Моцкого погоста. Все перечисленные мной
деревни Подборовье, Островец,Раскопель-находились на берегу Чудского озера и
основной профиль их деятельности рыбная ловля.Так вот – отец этой Февронии
Леонтьевны , в 1843 году « утонул в заливе Чудского озера», в этот же день утонула одна
из невесток ( жена сына) – возможно это как то связано с одной из семейных легенд,что в
один день при шторме чуть ли не вся семья утонула?
Что и откуда мы знаем про Ольгу Ивановну? В Эстонском архиве отсканированы и
выложены метрические книги церкви острова Пийрисаари за 1890-1920 г, так же там есть
коллекция исповедных ведомостей(росписей) за 1894-1914г.,есть еще метрические книги
1850- х и начала 60-х (до 1863г) и метрическая книга 1888г.У нас есть 8 метрических
записей с 1890-по 1910г о рождение 10 детей (2 пары близнецов, в том числе близнец был
у моей прабабушки в семье Поповых и записи в «Исповедках»- за
1914г Марии Васильевне 19 лет, на исповеди «была». в отличии от малолетних сестер и
брата. Ну и мы понимаем, что она еще живет на острове, и не уехала в Санкт-Петербург. По Ольге Ивановне мы можем видеть возраст, который во всех ИР указывает, на 1867 г.р.
В метрических книгах о рождении детей ей посвящена фраза «и законной жены Ольги
Ивановны». Чего у меня нет из документов? Запись о браке «Дерптского мещанина Василия Ильича Попова» с Ольгой Ивановной и запись о рождение старшего сына Андрея. примерно 1889 г.р. Предполагаю, что брак был заключен, либо в самом начале 1889(2-ой ребенок в семье родился в сентябре 1890г) либо в 1887 году. Запись о браке, ключевая запись для поиска семьи
жены, нет ее и очень –очень трудно найти своих предков по этой линии. Во второй
половине 18 века, на помощь приходили 3,4,5 Ревизские сказки, где зачастую указывали,
как в 3РС по Тимонино, у моих предков по Кузьмину П.К. «Большого Ивана жена Марья
Григорьевна, дочь, тридцати пяти лет, взята того же господина моего, вотчины
Московского уезда , деревня Анискино». А как в остальных случаях? Первым делом,надо
смотреть на восприемников у детей. Как правило это были близкие родственники, дяди-
тети, особенно по первым детям. По их сословию и месту приписки, как правило
находишь нужную семью. В нашем случае абсолютно не так. Впечатление складывается,
что из за малого количества «православных» на острове, «восприемниками» становились
те, кого смогли уговорить. У близнеца моей прабабушки Анны-«вдова деревни Сосницы
Екатерина Лукьяновна Устинова» По исповедной ведомости ей в том году 83 года, у
Ивана-«псаломщик Пийриссарской Христо-Рождественской церкви Петр Долматов Богданов»,у сестры Анны,1901г.р.-«крестьянка Ремедской волости Параскева Иванова Козикова»,вся моя радость от отчества «Ивановна прошла после просмотра ИР за 1901г.-69 лет.
С географией приписки ,то же не интересно-практически все с острова, кроме 3-4
человек.По этой части мое внимание привлек Николай Ефимович Ефимов,выступавший
восприемником у Стефана 1892 г.р (Степан,утонул на острове в 1896 году) и моей
прабабушки Марии Васильевны. У него значилось «Гдовского уезда,Санкт-Петербургской
губернии, Ремдовской волости,деревни Самолва, крестьянин». Я решил проверить, что это
за деревня Самолье. Интернет утверждает, что это один из центров эстонцев на
Псковщине, о приходе церкви св.Михаила в Кобылино городище , куда входила эта
деревня, было написано «В приходе есть лютеране — Эсты». Изучая Метрическую книгу
прихода 1867года в деревне Подборовье я нашел запись о рождении Ольги Ивановны.
По Ольге Ивановне из деревни Подборовье, что я нашел-
Начну с того, что церковь Михаила Архпнгела, была также приходской и для православных
острова Пийрисаари .до того момента, когда в середине 19 века, там открыли свою
церковь. Всю первую половину 19 века, креститься, венчаться они должны были в ней.
Это кстати, достаточно важный момент.Теперь к Ольге Ивановне,она была первым ребенком у ее родителей. Поженились они 5 января 1866 г.
Мама Феврония Леонтьевна, была из деревни Островец ,Моцкого погоста. Как и
полагается в восприемниках при крещении Ольги Ивановны была ее тетя Наталья Леонтьевна,
старшая сестра матери, которая в 1859 году вышла замуж за крестьянина деревни
Самолвы.
Отец – Иван Васильевич родился 20 июня 1842г. у него был старший брат Алексей ,
примерно 1829 года рождения. Был еще брат Иван, примерно 1830 года, но умер в 4 года.
Родители отца-дед. Василий Климонтович (1800-10.01.1868г по ст.ст.)
Бабушка Евдокия Степановна (1801-15.06.1879г. по ст.ст.)
У Ольги Ивановны. был брат Николай 1869 г.р. он умер в 20 лет, в 1889 году от «водянки». По
данному приходу отсутствуют 4 метрические книги за 1870-73гг. Соответственно, могли
родиться еще братья, сестры. Так же в эти годы, в том случае если это не моя прапрабабушка. она могла умереть. Что касается рождения детей, то я больше не находил, хотя просмотрел
м.к.1866-90г. Мама -Феврония Леонтьевна умерла от чахотки 14.03.1880. Отец женился 2 раз – 26
августа 1883г. Вторая жена, была младше И.В. на десять лет, но через 12 лет то же умерла,
оставив его вдовцом во второй раз. Детей у них я не находил.
В заключении. На мой взгляд, скорее «Да», чем «Нет», что Ольга Ивановна моя прапрабабушка. Как мы видим населенные пункты расположены рядом и имели крепкие связи. Семьи из одной
рыбацкой среды. Я просмотрел браки по данному погосту с 1881 по 1900,по Моцкому
погосту с 1883-1896.Ольги Ивановны из д. Подборовье там не было. Значит существуют
хорошие шансы на то, что именно она венчалась с В. И. Поповым.Весомый вклад в доказательную базу могут внести результаты тестов ДНК и совпадения по ним с людьми из этих деревень.
Добавить комментарий