Псковский да витебский — народ самый питерский..

от автора

в

Вот статья из «Псковских епархиальных ведомостей» №17,за 1913 год.стр.278-280.написанная Заштатным псаломщиком Михаилом Ладинским. В интернете нашел,что служил он в Холмском уезде,в Свято-Троицкой церкви, Морховского погоста.

“Псаломщик Михаил Ладинский. Определен на место псаломщика в погост 6 февраля 1895 года уволенный из 1-го класса Псковской духовной семинарии (ПЕВ,1895,4,58)”

Видимо дальше ,служил в Порховском уезде,который находиться рядом.

На мой взгляд,достаточно хороший документ “эпохи” ,помогающий понять то время, настроение людей и причины толкающие крестьян на переезд в Санкт-Петербург.

“Наша Деревня”
Начиная говорить о нашей деревне. невольно вспомнишь слова
песни: «хороша наша деревня, только славушка худа»… Говорить  о
деревни значить говорить  о деревенской молодежи,о которой сказать
хорошего- прямо нечего. Быть может, в других местах деревенская
жизнь течет другим руслом. Быть может, там и молодежь другая,
нo в нашей местности  (Порховский уезд) деревня сильно болеет
нравственно и требует серьёзного и продолжительного лечения.
 Безошибочно можно сказать, что главным источником нравственной заразы служат отхожие промыслы, близость и удобство сообщения со столицею -Петербургом. Немало всякой грязи приносят с собою солдаты, возвращающиеся домой «в запас» или «на побывку» что
особенно стало заметно после последней русско-японской войны.
В нашей местности редкий взрослый парень или девица из деревни не побывали в столиц “Ha заработках» Редкий отец или мать из «стариков» не съездили в «Питер « с целью «повидать»,
посмотреть: как живут там их детки. Сплошь и рядом бывает так, что сынок, находись в столице, не подаёт о себе “ни слуху, ни-духу», не высылает в семью денег, ссылаясь на «забастовки».
А то пришлёт слезницу::«продай, мол, бурую корову, -пришли мне денег на дорогу!” Родители, отправляя детей в столицу, часто, что
называется, общипывают себя, оставаясь дома на хлебе и воде. Слышать они, что, вот, такой то или такая-то в Петербург «здорово» живу, слышать это и детки их и пристают к своим с неотсту
ною просьбою: «пусти в Питер!” Как быть? Дома во всем нужда, хлеба мало, покоса мало, дров взять негде, подати платить нужно..
«Ладно, поезжай» скажут. и хоть, какой-нибудь Ваня, или Фекла,
явясь в столицу и повидав своих «питерских», сразу окунулись в
«благородную» жизнь… Приходить Фекла к своей соседке, какой ни-
будь «куфарке» или горничной… Видить: жизнь-то здесь, «эвонъ она
какая!» Какая ни будь Прасковья (теперь она уже Полина!), не смотря
на будни, чисто одета. немилосердно ломаясь, угощает Феклу кофе, a если гостья пожилая-является нa стол и водочка с колбасою. Разговоры разговаривают» здесь, тоже, «не по нашему».. y нас: “Мне что-то не в домек», a здесь: «я прямо-таки не узнаваю» Полица (бывшая Прасковья) поминутно ввертывает: «уже y нас», «уж у вас в деревни» заводить речь об «еропланах» одним словом неё «галантерейное» обхождение. Да и Ваня, побывав  y соседа-дворника, ломового извозчика из т., под., видит. что здесь «жить можно»: если постоянного места не найдешь, к твоим услугам «подёнщина» ,а если совсем замотался, можно и «винта завинтить», к тятеньке отправиться.

  Ho допустим, Ваня я Феклуша благополучно основались в столиц Прошёл месяц. Первым делом. нужно было «речь сменить» ,выучиться говорить «по питерски» a там и одется как следует.
Baня находить, что курить махорку – «дело остатнее» -то-ли дело «Клар»-25 шт. папирос всего 6 коп., a то можно и “Ада”. В деревне говорили, что моль нам чай кофе не no нутру, a вот
кабы теплой картошки по-утру», a здесь -не то: здесь «перехватка не принята» как встал, Господи благослови, нужно чаем заняться да не худо-бы, пред чаем-то, и «сотку раздавить». В деревне, на
работе, всякое платье сойдет, a здесь холщового балахона да разного домашнего  тканья не полагается, a требуются хотя какая ни будь тужурочка да узкие брючки-диагональ. Феклушка (будущая Фекла) тоже находить, что носить волоса в две косы «одна серость» и устраивает себе модную прическу a la Вальцева… Деревенское женское платье здесь, тоже, не в почёте, здесь нужна узкая юбка «под шерсть» к ней, ботинки с высокими каблуками.. Всеми этими «культурными благами» понемногу обзаводятся наши приезжие «на заработки» ,а
домой- ни конники. Проживут год-два и возвращаются на родину совсем «питерскими , приносы с собою городские привычки, букет городской беспочвенной жизни, жизни трактира и разных других мест. Видели они, что в столицы жизнь человека-копейка не боле: то из Обводного канала, выловят обезображенный, истерзанный труп, тo из помойной ямы вытащат мёртвого младенца, то на железной дорог объявится посылка «с покойником» и т. п.,и это они хорошо запомнили..
Съездила какая, ни будь тетка Алена, в Петербург на деток посмотреть…, и этой тамошнея  жизнь тоже понравилась. «Эва, кумушка, Федиха-то ваша, я посмотрела, что-тебе барыня  живет,-руки белые, белые, пьет чай –кофий  да и  все тебе, a работы никакой: ни тебе хлеьа печь. ни какой другой нашенской работы -все «в лавке есть»… Побывал в столице и «дядя Петруха-большая голова» «Да, брать, живут, не по нашему… Сходил, это, я к куму-Илье,
дворником он на Ружейной… Сейчас угощение… У нас коли-ежеля когда возьмёшь бутылку, так и колоти ладонью по -дну: пробку вышибай, а там, брать, винцо-то в «графинчик* да и закуска-то.. одно слово, «честь-честью»
Так наша деревня, мало-по-малу, пропитывается «питерским» духом. Слыхали там наши молодцы кое-что и на счеть веры и всяких других порядков: «там брать, об эфтих делах иначе рассуждают, —– все всякие умные книжки, имеются, такие тебе умные,
что и пяти попов не нужно! и вот, теперь обывателю, -соседу
нашей деревни приходятся видеть и слышать, как деревенская молодежь,
разгуливая по вечерам с гармониками и балалайками, распевает  уже
не традиционные припевки с « Ваньками и Таньками» a горланить кощунственные «акафисты», вроде « возрадуйся сивуха многострадальная!»
Можете услыхать и «вставал -подыматься. рабочий народ», a то и
«марсельезу …. Теперешняя деревенская девица, даже по в буден, старается появиться на улице одетой попроще, a o «гулящих” днях и  говорить нечего. А в церковь она является одетой «как барышня», раздушенная, с перьями на руках, с ридикюлям, в котором ровно ничего нет да и положить нечего. Почти все, даже старики деревенские, деды и отцы которых изредка «побаловались зверобойчиком» (трава такая есть), теперь почти повсеместно обзавелись самоварами, пьют «чай -караван с избушкою». A иные и граммофон слушают, благо эта игрушка дешева стала…
Результаты такого прогресса деревни в нашей местности сказались в том, что в течении
4-х месяцев случились два убийства, покушение на убийство и два поджога… Что же касается драк с боле или мене легкими увечьями, или с проломами голов, так без этого не обходится, почти, ни один праздник и на это смотреть все как на что-то неизбежное Находятся даже, стыдной сказать, бумажные люди» видящие в этом какой-то широкий размах русской удали», как будто этот размах непременно должен выражаться в проломе голов и сокрушении зубов…
Наше православное духовенство часто обвиняют в том, что оно
не иметь достаточно нравственного влияния на своих прихожан, не
учят, как нужно «По- Божьи» жить… Ho при этом забывают, что
всякий сельский священник не только пастырь, но в, тоже время II семьянин из сельский хозяин. Попробуйте-ка вы с церковного амвона обличать безобразную жизнь деревенской молодежи… В результат сожгут ваш дом, ваше гумно. Если само общество равнодушно относится
к обличаемым явлениям современной жизни, то-что же может сделать один пастырь с своими обличениями. Поучайте сколько угодно, но что пользы, если какой ни будь «интерецъ» или запасной солдат, вслед за вашею проповедью, тоже «пропагандирует что «все» эго-одни,
братец ты мой, пустяки, a что желательно того, что попы лясы точат, так им нельзя без того: тоже жрать ходить да за то они от казны и деньги получают» Сплошь на рядом приходится видеть, что теперь деревенские жители, исповедуясь с священником, не просить y него благословения, довольствуются обыкновенным: «здравствуйте!» Они, значить, не нуждаются -в этом благословение…
Конечно, находятся учительные пастыри, учащие *благовременн и безвременни», но из таким очень часто приходится «сомкнуть уста» особенно если их поучения a обличения затрагивают людей, «мнящих себя великими быть» и думающих: «ну уже мне эти попы;- распускают свою мялку, a как коров в поле гнать, или  дров нужно- так ко- мне пожалуйста, пожалуйста… Я тебе дам: « пожалуйста, длиннополая ты аллилуй, вскуе таташеся…»
Да, переменялась, испортилась, наша деревенская жизнь… Гниет деревня. И как помочь ей в этой ее беде-об этом крепко должны подумать те, кому «сие видеть надлежит»
Зашт. псаломщик Михаил Ладинский.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *